Итоги нашего опроса
Подведем итоги нашего опроса, посвященного критериям оценки эффективности вузов.
По мнению большинства наших респондентов (82, 4 %), самым важным критерием эффективности вуза является успешное трудоустройство по окончании вуза выпускников.И действительно, этим собственно и оправдывается цель всего образовательного процесса.
В условиях существующей проблемы занятости молодежи именно обретение достойного - по таланту и способностям - места деятельности выглядит самым ярким индикатором того, что обучение в институте или университете прошло не зря.
Для 11, 8 % опрошенных самым главным параметром в определении образовательного качества вуза является успеваемость учащихся. Этот параметр безусловно играет немаловажную роль. Но он тогда может быть показателен, если выставляемые оценки не зависят от внутренних установок руководства вуза, либо не будут являться результатом каких-либо сделок между преподавателем и студентом.
И, наконец, для 5,9 % принявших участие в опросе, определяющим в эффективности образовательного учреждения выступает научно-исследовательская работа и выигрыш грантов. Этот показатель весьма важен, особенно для университетов или НИИ, ведущих прикладные исследования. Но, надо признать, что далеко не все вузы, в значительной степени гуманитарного профиля, могут здесь наравных конкурировать с теми, которые имеют технический уклон.
Показательно, что никто из принявших участие в голосовании не отметил такие критерии эффективности как количество учащихся и процент работающих кандидатов и докторов наук. И здесь, понятно, что количество обучающихся не всегда может отражать наличие реального интереса студентов к наукам (скорее, стремление по пути наименьшего сопротивления получить диплом), а работа остепененных педагогических работников гарантировать, что свои регалии они получили заслуженно и владеют в совершенстве образовательными технологиями.
Очевидно, что оценка эффективности любого вуза должна быть комплексной, затрагивающей все возможные параметры, сравнивая которые между собой, можно получить объективное и полное представление об образовательном учреждении.
Но в этой комплексной оценке должны быть определяющие, приоритетные параметры, среди которых занятость выпускников и удовлетворение их трудом работодателя должна стоят на первом месте.
Озеров Юрий Владимирович,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры философии и социальных дисциплин МЭБИК