Россия, Курск
Пн - Пт 9:00 - 18:00

Интервью руководителя проекта «Миссия молодых просветителей в консолидации российского общества» Кликунова Н.Д.

Зачем необходимо просветительство в 21 веке, веке интернета, рекламы и других средств массовой информации?

Век интернета делает информацию доступной. Но не всякая доступная информация полезна. Иногда она даже вредна. Просветительство позволяет обозначить направление или «свет» по которому нужно двигаться, концентрируясь на полезной информации и отбрасывая информацию ненужную. Проблема интернета состоит в том, что информации слишком много, она неправильно структурирована. Это увеличивает как духовную, так и интеллектуальную беспомощность человека перед современным миром. Просветительское же движение вновь возвращает человека в центр вселенной, делает его мерой всех вещей. А интернет, не говоря уже о рекламе, рассматривает индивида чаще всего в качестве объекта для манипуляций. Чувствуете разницу…

Почему в вашем проекте предполагается работа в 7 регионах РФ, ведь мы пространственно удалены друг от друга?

Так сложилась, что Курская область всегда находилась да и находится на «переднем крае» просветительской работы. Даже в самые мрачные годы «голого чистогана» о Доме Знаний помнили все. Здесь сохранены уникальные практики организации просветительской работы, сохранились энтузиасты, если хотите фанатики, стремящиеся передать свои знания и свой опыт другим. Почему так сложилось? Не мне судить. Одна из версий – выгодность месторасположения Дома Знаний. Говорят, раньше на этом месте был сквер, где было принято признаваться в любви и делать предложения руки и сердца. Может от этого пошло. Но если в Курской области получается (хотя и в Питере, и в Челябинске, и в Московской области сильные отделения), то нужно этот опыт транслировать и распространять. Этим и определяется география проекта – распространение наработанных практик в ближайшие регионы и возрождение просветительского движения в ЦФО.

Просветительство имеет так много направлений. Как и по какому признаку можно выделить некоторые направления? Не является ли ваш проект реакцией на активизацию деятельности президента РФ В.В. Путина в области идеологической работы с населением страны?

Идеология просветительского движения проста – процветание России. А от этой базовой цели строятся производные задачи: сбережение народа, рост благосостояния граждан, создание городов и населенных пунктов, удобных для жизни, сохранение целостности нашего государства, формирование веротерпимости и толерантности и т.д. и т.д. Направлений действительно много. А разделять - вот это вот идеологическое направление, а это вот нет - по-моему бессмысленно. Да и не думаю, что указанные направления как-то расходятся с президентской линией. Любой здравомыслящий человек, думающий не только о своей собственной судьбе, но и о будущем своих детей и не отделяющий их будущее от России, придет примерно к такой же цели и задачам. А вот как их достигать? Собственно, это и есть определенный вызов, поставленный и перед просветительским движением тоже.

Ваш проект называется «миссия молодых просветителей». По какому признаку можно определить, кто перед нами молодой просветитель или не очень молодой?

Детство, молодость, зрелось, старость… Молодость отличается от зрелости наличием задора, драйва на молодежном сленге. У молодости недостаточно опыта, но и нет скепсиса и усталости от этой жизни. Поэтому у кого задор и драйв, того я и предлагаю относить к молодым просветителям. А физический возраст здесь дело второстепенное. Драйв и задор, кстати, являются следствием любви к своему делу, к своей профессии. Говорить с горящими глазами можно лишь о том, что Вам нравиться, к чему Вы неравнодушны. Будь моя воля я бы именно это прилагательное «неравнодушные» использовал. Но оно было бы отвергнуто ввиду недостаточно определенности, поэтому и остановились на слове «молодые». И это правильно, нести свет функция молодежи, вспомните Михаила Ломоносова, Джона Леннона или Григория Сковороду да и сам Христос был достаточно молодым человеком, не говоря уж об Апостолах.

Где, с кем, в каких аудиториях предполагается вести просветительскую работу? Кто и как будет оповещать, рекламировать ваши выступления?

Здесь ключевой принцип – никакого принуждения. Насильно мил не будешь. Как только в просветительское движение начинает проникать казенщина и обязаловка, то исчезает сама идея, идея несения света во тьму невежества. Учиться, получать новые знания, навык, опыт, это круто и для этого не нужны меры принудительного характера. Нужно заинтересовать. Как? И через интернет, мы готовим первый выпуск просветительских эссе, и через радиопередачи, и через блогосферу, и через газеты. И, конечно же, через личные встречи, ибо живой контакт никакие продвинутые коммуникационные технологии заменить не в состоянии. Это встречи в учебных заведениях, на производстве, работа с целевыми группами в Домах Знаний региональных организаций Общества «Знание». А традиционнаяTV-реклама нам особенно и не нужна, хорошее дело само себя рекламирует. Сарафанное радио часто дает не меньший эффект, чем телевизор.

Почетный профессор МЭБИК
Иноземцева Людмила Николаевна

Полезные ресурсы

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральный портал "Российское образование"
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Национальный проект "Наука и университеты"
Поступление в ВУЗ онлайн
Лидеры Интернет-коммуникаций
Объясняем.РФ

 

Телефон горячей линии по обеспечению правовой и социальной защиты обучающихся:
8 (800) 222-55-71 (доб. 1)

Телефон горячей линии по психологической помощи студенческой молодежи:
8 (800) 222-55-71 (доб. 2)

Подать заявление
Задать вопрос
Связаться с нами