Мои тряпичные куклы
Юлия Ивановна Веревкина - кандидат исторических наук, заместитель заведующего кафедрой Государственного муниципального управления и связей с общественностью «Курского института менеджмента, экономики и бизнеса».
Юлия Ивановна, расскажите о том, как в Вашей семье возникла традиция изготовления тряпичных кукол?
Действительно, тряпичные куклы являются нашей своеобразной семейной традицией. Еще моя прабабушка сначала для детей, затем внуков делала самые простые и непримечательные куклы: из золы им рисовалось лицо, к тулову крепились ручки, ножки. Затем, уже для своих детей и внуков кукол делала моя бабушка, прививая интерес к этому удивительному народному промыслу. В этом, наверное, и заключается связь поколений, преемственность духовного и материального опыта.
Юлия Ивановна, а какие материалы используются в процессе изготовления кукол?
Пожалуй, вся «хитрость» и прелесть данных куколок заключается в том, что можно использовать любые подручные средства. Это могут быть веточки деревьев, которые можно использовать для изготовления рук и ног куклы, початки кукурузы. Что касается материала, то чем проще ткань, тем лучше. Старый бабушкин ситец либо лен с этой точки зрения отличная находка.
Тряпичные куклы отличаются огромным видовым разнообразием, каждая заключает в себе сакральный смысл и способна много поведать о жизни и представлениях наших предков. А какая из куколок на Вас произвела наиболее сильное впечатление?
Все тряпичные куклы, несмотря на то, что они изготовлялись из самых простых тканей, яркие, таят в себе столько народной мудрости и прелести, что не могут не восхищать. Но есть одна, о которой хочется рассказать особо - это кукла-убоженька, другое название «жалейка». Это образ убогой, калеченой старушки. Эта куколка должна была воспитывать детей в духе толерантности, сострадания к нищим, убогим, обездоленным людям. В современном потоке жизни, столь стремительном, что мы зачастую не замечаем, как день сменяет ночь и растут наши дети, подобные ценности как никогда актуальны.