Три вопроса о маркетинге
Рашидов Олег Ибрагимович, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга.
Олег Ибрагимович, расскажите пожалуйста, что такое маркетинг?
Термин «маркетинг» стал очень популярным в нашей стране в последние годы. Мы слышим его по радио и телевидению из уст экономистов, бизнесменов, политиков; видим на страницах газет, журналов и на рекламных щитах. Происходит он от английского marketing и те, кто знает этот язык, уже догадались, что маркетинг имеет самое прямое отношение к рынку, ведь market — это по-английски «рынок». Термину же «маркетинг», в отличие от market, не нашлось в русском языке подходящего эквивалента, поэтому мы будем пользоваться этим иностранным словом и, так же как англичане и американцы, ставить ударение в нем на первый слог — «маркетинг».
Что же такое маркетинг? Сегодня это и учебная дисциплина; и специальность в высших учебных заведениях (студенты, закончившие вуз по этой специальности, получают квалификацию «маркетолог»); и практическая деятельность, необходимая на любом предприятии и в любой организации; и, наконец, очень интересная и неплохо оплачиваемая работа, которая ждет тех из вас, кто ею заинтересуется, в будущем.
Каковы масштабы маркетинговой деятельности в современных условиях?
Масштабы современного развития маркетинга демонстрируют следующие данные: до 50% каждого доллара в современной мировой экономике уходит на покрытие расходов на маркетинг; около 30% занятых в гражданских отраслях участвуют в маркетинговой деятельности; на маркетинговые исследования в развитых странах (особенно в США) ежегодно расходуется порядка 2 млрд долларов, на рекламу — более 200 млрд долларов. Практически во всех высших и средних учебных заведениях читается курс маркетинга.
Сегодня маркетинг — одна из самых динамичных сфер экономической деятельности. Постоянно появляются все новые и новые направления маркетинговой деятельности, многие из которых связаны с современными информационными технологиями, в частности сетью Internet.
Нужен ли маркетинг в нашей стране?
Россия в изучении и практическом применении маркетинга, к сожалению, сильно отстала от стран с развитой рыночной экономикой. Дело в том, что в СССР при командно-административной экономике предприятия не могли принимать самостоятельные решения по вопросам, что и из каких материалов производить, по какой цене и кому продавать, пользоваться ли рекламой и т. д. В таких условиях заниматься маркетинговой деятельностью имело смысл лишь небольшому числу предприятий, производящих продукцию за рубеж.
Предпосылки для широкого использования маркетинга в России начали формироваться лишь во второй половине 1980-х — начале 1990-х гг. В это время наша страна начала сложный путь перехода от командно-административной экономики к экономике рыночной. Была разрушена государственная монополия; начали меняться отношения собственности; появились проблемы со сбытом в отдельных отраслях и на некоторых предприятиях, что побудило производителя «заметить» потребителя. Именно в это время на многих предприятиях были созданы службы маркетинга. Параллельно с изменением общей ситуации появилось большое количество статей и книг по маркетингу зарубежных и отечественных авторов. В дальнейшем началось бурное развитие маркетинга, которое продолжается и по сей день.
Сегодня в условиях конкурентной среды России не знать основ маркетинга — значит не знать главных принципов выживания и достижения основной цели рыночной деятельности — коммерческого успеха. Маркетинг успешно осваивают на самых разных предприятиях и в организациях.
Пресс-центр МЭБИК