Совершенствования системы планирования на малых предприятиях
На сегодня довольно актуальны вопросы организации системы планирования на малых предприятиях. Эффективность деятельности малых и средних предприятий зависит, прежде всего, от хорошо налаженного управления экономикой предприятия. Большинство случаев банкротств, связано с неправильным ценообразованием, отсутствием рационального расходования средств, ростом дебиторской и кредиторской задолженности, недостатком оборотных средств и т.д.
Одной из главных целей хозяйственной деятельности любого предприятия должно быть превышение доходов над расходами и получение достаточной прибыли.
Прогнозирование финансовых результатов позволяет оценить экономические и финансовые перспективы развития предприятия, выработать стратегию и тактику действий при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности и это возможно при постановке управленческого учета.
Составной частью управленческого учета является бюджетирование, главной целью которого является формирование информации для управления предприятием с целью повышения прибыли при финансовой стабильности организации.
Бюджетирование – это процесс согласованного планирования и управления деятельностью организации с помощью бюджетов (смет) и экономических показателей, позволяющих определить вклад каждого подразделения и каждого менеджера в достижении общих целей.
Для малого и среднего бизнеса, занятого в сфере производства, можно рекомендовать разработку упрощенного бюджета.
Упрощенный бюджет состоит из двух основных частей: бюджета доходов и бюджета расходов. Каждый из показателей обеих частей рассчитывается на основе формирования отдельных функциональных бюджетов. Так, бюджет доходов складывается из бюджета продаж. Бюджет расходов, в свою очередь, формируется из бюджета закупок сырья и материалов, бюджета расходов на заработную плату и др.
Бюджет доходов и расходов
Бюджет доходов |
Бюджет расходов |
Бюджет выручки от реализации |
Бюджет, расходов на производство и |
Бюджет выручки от прочей |
Бюджет закупки товаров, сырья и |
Бюджет операционных доходов |
Бюджет расходов на заработную плату |
Бюджет доходов от |
Бюджет оплаты услуг сторонних |
Бюджет поступлений по |
Бюджет прочих расходов |
Остатки средств на |
Бюджет внереализационных расходов |
|
Бюджет платежей в бюджет и |
|
Бюджет инвестиций во внеоборотные |
|
Бюджет инвестиций в другие |
|
Бюджет выплат по кредитам |
Информация, которая нужна для составления отдельных статей доходной части упрощенного бюджета, берется из разных источников. В частности, бюджет продаж продукции, работ, услуг формируется на основании данных, предоставленных коммерческим специалистом или маркетинговой службой предприятия. Сведения от прочей реализации составляются по данным бухгалтерии, и т.д.
Для удобства расчета расходной части сводного бюджета производственные расходы рекомендуется разделить на постоянные и переменные затраты. Постоянными считаются те расходы, размер которых не зависит от объемов производства и реализации (например, арендные платежи). Размер переменных затрат напрямую зависит от изменения объемов производства и продаж.
Бюджетирование способствует реализации двух важнейших функций управления: планирования и контроля. В начале отчетного периода, на который разработан бюджет, он является планом или эталоном, представляя своеобразный отчет о желаемых результатах, позволяет руководству видеть четкую картину будущей деятельности организации. В конце периода бюджет превращается в средство контроля и оценки достигнутых результатов, выявления "узких" мест в целях повышения эффективности управления в будущем.
Заместитель заведующего кафедрой экономики,
ст.преподаватель кафедры
Л.П. Немченкова, т.(4172) 70-82-57,