В страну восточную придя: Пекин глазами курянки
Являясь одной из самых густонаселенных стран мира, Китай поражает своей историей, своеобразием духовной культуры и невероятно высокими темпами экономического развития. Про Китай сегодня говорят во всем мире, на счет его развития известно большое количество прямо противоположных прогнозов. Китайское государство, в свою очередь, весьма уверенно идет вперед, осваивая все новые и новые рынки, открывая по всему миру институты Конфуция, являющиеся центрами распространения китайской культуры и письменности. Но что мы знаем о современном Китае? Как и чем живут там простые люди? Не претендуя на всесторонний и исчерпывающий анализ, поделюсь личными впечатлениями по этому поводу.
Пекин, или «Бэйцзин», то есть «северная столица» (как сами китайцы называют свой город) встретил нас изнуряющей жарой, которая не спадала даже в вечерние и утренние часы. Уже в первые минуты пребывания на китайской земле многое из того, что приходилось слышать о Китае – как то широкое использование зонтиков и вееров, употребление чая в качестве основного жаждоутоляющего напитка - стало понятным. Но многие вещи из жизни простых китайцев продолжали казаться удивительными, хотя им и находилось рациональное объяснение.
Начну с того, что людей в китайской столице не просто много, их очень много. (На этот счет наш гид, молодая китаянка, назвавшаяся русским именем Марина, заметила, что в Китае город, насчитывающий менее миллиона жителей, и городом считается весьма условно) Люди здесь кругом, жизнь кипит. Кроме автобусов, такси и метро, в качестве средства передвижения по пекинским улицам и улочкам используются велосипеды и велорикши. Звуки, запахи – все было отличным от того, к чему мы привыкли. Видимо, набор именно таких ощущений в науке обозначается словосочетанием «культурный шок». Вместе с тем простые жители, с которыми приходилось вступать в контакт, подкупали какой–то своей непосредственностью, добротой. В этой связи остановлюсь подробнее на посещении обычного городского парка. В целом китайские парки – это предмет особого разговора. Как правило, они очень красивы: очаровывает природный ландшафт – цветущие лотосы и густо растущий бамбук. Парк, о котором пойдет речь, имеет красивое, даже поэтическое название - «Парк черного бамбука». Он открыт для посещения, вход свободный. Здесь любят проводить время простые пекинцы, играя в карты, кости, практикуя различные виды боевых искусств. Часто в таких обычных парках устраиваются самые настоящие концерты: народ-зритель располагается где придется, усаживаясь на бордюры, а то и прямо асфальт; артисты, в свою очередь, выступают, исполняя песни и танцы, кругом царит необыкновенная атмосфера, все просто и красиво. Так, если исполнение публике нравится, то кто-то из зрителей берет букетик искусственных цветов, заранее приготовленный, и в качестве знака признания и благодарности подносит их артисту, и все это повторяется снова и снова с одним и тем же букетиком цветов. А следующую картину я наблюдала в другой части того же парка: простые женщины под красивую традиционную музыку двигались в танце. Их движения отличались плавностью и синхронностью. Еще одна деталь, которая вызвала умиление – это сумочки, с которыми эти женщины пришли в парк. Они были аккуратно сложены на лавочке около дерева. При этом танцующие женщины в их сторону даже не смотрели.
На территории парка мне не встретилась курящая или распивающие спиртные напитки китайская молодежь. Все отличала какая-то размеренность. А прогуливаясь в вечернее время по паркам или улочкам Пекина, поймала себя на мысли, что, пребывая в чужой стране без знания китайского языка, я ощущаю себя в безопасности, и ни чего страшного со мной не произойдет. На улицах города можно было легко купить свежие фрукты, они здесь отличались широким разнообразием и приемлемостью цен. А зайдя в книжный магазин, приятно была удивлена, что цена на книжную продукцию была пропечатана прямо на ней и ее стоимость ни на цзяо не отличалась от той, что была указана.
В целом китайский народ показался весьма патриотичной нацией, с правильными ориентирами. Посещая в Пекине исторические памятные места, например Великую Китайскую Стену, нам встречались китаянки с очень маленькими детьми или, наоборот, пожилые люди, в отдельных случаях - инвалиды-колясочники. И это неудивительно. Ведь, как однажды изрек Мао Цзэдун, авторитет которого в сознании китайского социума по-прежнему остается высоким, «если ты не побывал на Великой Китайской Стене, ты не настоящий китаец».
Доцент Курского института
менеджмента, экономки и бизнеса
Юлия Веревкина