Россия, Курск
Пн - Пт 9:00 - 18:00

Рабочая встреча ректоров негосударственных вузов с заместителем министра образования и науки РФ Александром Климовым

10 сентября 2013 года в Российском новом университете состоялась рабочая встреча ректоров негосударственных вузов с заместителем министра образования и науки РФ Александром Климовым.

Темой обсуждения стали перспективы развития негосударственного сектора, его поддержки со стороны государства, а также мониторинг эффективности образовательных организаций.

Мониторинг должны проходить все образовательные учреждения — это всеобъемлющая система, которая должна помочь улучшить образовательную среду, — отметил Александр Алексеевич. — Крайне важно, чтобы по итогам таких мероприятий мы смогли дать достоверную информацию участникам образовательного процесса. Неучастие в мониторинге — прямое нарушение законодательства, поэтому я призываю все вузы внести информацию в систему Минобрнауки.

В этом году мы видоизменили мониторинг, добавив шестой показатель — доля выпускников вуза, пришедших на биржу труда в течение года после окончания обучения. У нас появились различия в требованиях к разным категориям вузов, мы будем учитывать не только собственные площади вуза, но и арендованные на долгий срок и так далее. Чтобы считаться эффективными, организации или ее филиалу достаточно достигнуть пороговых значений по любым трем показателям. Мы считаем, что те пороговые значения, которые в настоящее время приняты и установлены, достаточно лояльны по отношению к вузам.

Сейчас продолжается реорганизация филиалов государственных вузов, признанных неэффективными в результате мониторинга. Основной вопрос — что делать с негосударственными вузами? У Министерства в этом очень простой подход — у каждого вуза есть учредитель, которому в случае признания неэффективности мы направляем письмо, и уже именно ответственное за принятие решений лицо выносит вердикт по учебному заведению: закрыть, реорганизовать или преобразовать.

Будущие бюджетные места, выдаваемые вузам, будут распределяться по итогам мониторинга, вузы, не участвующие в нем, не смогут получить КЦП. При этом контрольные цифры приема на 2014 год министерство планирует распределить до конца текущего года, а КЦП на 2015 год — в мае будущего года, именно на это время необходимо ориентироваться всем вузам.

Затронул замминистра и тему снижения количества бюджетных мест, выделяемых частным вузам (в 2012 году негосударственный сектор высшей школы получил 1,1% КЦП, в 2012-м — 0,5%).

Снижение объема бюджетных мест негосударственным вузам связано в первую очередь с изменением структуры выделения КЦП, — уверен Александр Климов. — В этом году более чем на 20% сократилось количество бюджетных мест на направления подготовки «Экономика», «Юриспруденция» и «Менеджмент». Такие сокращения мы планируем продолжить и в дальнейшем. Отмечу также, что многие негосударственные вузы сознательно не участвуют в конкурсе на предоставление бюджетных мест, из-за того, что это накладывает определенные ограничения на образовательный процесс и закрытую финансовую деятельность вуза.

В этом году сохраняется двухуровневая система распределения контрольных цифр приема по федеральным и региональным уровням. Здесь очень многое зависит от активности субъектов Федерации: когда они предоставляют обоснованную заявку на подготовку определенного количества специалистов за счет федерального бюджета, мы такую заявку, как правило, удовлетворяем.

Что касается выравнивания в правах государственных и негосударственных вузов — для примера могу привести постановление 550 Правительства РФ «О национально-исследовательских университетах». Негосударственные вузы допускаются к конкурсу НИУ и могут быть потенциальными победителями, если продемонстрируют свой высокий потенциал.

С моей точки зрения, министерство делает все возможные шаги по выравниванию разрыва между государственными и негосударственными вузами.

 

Ректор РосНОУ, председатель Совета Ассоциации негосударственных вузов России Владимир Зернов в своем выступлении проанализировал состояние и перспективы негосударственного сектора. Владимир Алексеевич отметил, что степень престижности негосударственных вузов в России, в отличие, например, от США, еще достаточно низка в силу отсутствия уверенности в стабильности коммерческих учебных заведений.

У нас немало слабых, неэффективных вузов, как негосударственных, так и государственных, — отметил Владимир Зернов. — Причиной всему является отсутствие конкурентной среды в образовании. И государственные, и негосударственные высшие учебные заведения должны иметь равные возможности и условия для развития. К сожалению, в нашей стране вузы пока делятся не по качеству образования, а по форме учредительства. Системе высшего образования России необходима постоянная конкуренция, о которой как раз и говорится в статье 3 «Закона об образовании в РФ».

Владимир Алексеевич заострил особое внимание на необходимости поддержки негосударственного образовательного сектора, который занимается выпуском высококвалифицированных профессионалов, готовых еще в период обучения начинать именно практическую, а не научную деятельность. Примером может служить ряд европейских стран, а также США, Китай, страны Азии, которые приняли программы поддержки негосударственного сектора образования.

Что касается результатов мониторинга, проведенного Министерством образования и науки в 2012 году, негосударственные вузы ненамного отстают от государственных, что опять же говорит о необходимости развития коммерческого сектора, — сказал Владимир Зернов. — Однако остается нерешенным вопрос: почему же ряд частных вузов, признанных эффективными, так и не получили бюджетные места? Я уверен, что все эти проблемы можно решить путем конструктивной работы с Минобрнауки.

 

В нынешних условиях негосударственный сектор и, прежде всего, ведущие частные вузы готовы к добросовестной конкурентной борьбе на образовательном рынке, — заявил председатель Совета Ассоциации негосударственных вузов Башкортостана, ректор Восточной экономико-юридической гуманитарной академии (ВЭГУ) Евгений Миннибаев. — Наше государство должно создать условия для равноправной конкуренции. Должен сказать, что такие попытки были. Министерство образования и науки Российской Федерации в 2009 году в приказе № 233 сформулировало определенный план, но уже тогда стало известно, что параллельно с этой программой министерство принимает ряд документов, ограничивающих конкуренцию.

Евгений Кадырович с сожалением констатировал, что за последние годы было принято очень много документов и шагов, которые в значительной степени затрудняют равноправную конкуренцию и часто делают ее недобросовестной.

Складывается ощущение, что министерство образования превратилось в министерство государственного образования, и огромный негосударственный сектор оказался в стороне, — сказал ректор ВЭГУ. — К сожалению, целый ряд мер, которые принимает государство, ограничивает развитие частного сектора. Очень важно также переломить ту тенденцию в оценке деятельности вузов, которая сейчас присутствует: якобы, чем больше денег затрачено, тем более эффективно работает образовательное учреждение. Это неправильно, от оценки процессов нужно переходить к оценке результатов деятельности вузов. Может быть, стоит все-таки нашему министерству вернуться к проблеме создания конкурентной среды на образовательном пространстве? Нужна новая общественная атмосфера для укрепления авторитета и престижа вузов. Необходимо создание равных правовых и экономических условий. Хотелось бы вернуться к приказу о мерах по развитию конкуренции в сфере образования и принять решения, которые бы поспособствовали развитию равноправной и добросовестной конкуренции на образовательном рынке.

 

Остается острой проблема государственной поддержки инновационных вузов, новых технологий, которые развиваются и получают признание в негосударственном секторе образования. Поскольку на нашем образовательном пространстве работает много иностранных вузов, целый ряд новейших образовательных форм имеют большой успех и размах. Если мы не получим равные возможности с иностранными агентами, то потеряем свою конкурентоспособность.

По мнению директора Международного юридического института при Минюсте РФ Николая Жильцова, мониторинг — как лакмусовая бумажка, которая позволяет судить об отношении власти к тому или иному вопросу.

Почему нынешний мониторинг строится на базе тех данных, которые мы подавали в октябре 2012 года? — поинтересовался Николай Александрович. — Например, в прошлом году два наших филиала были признаны неэффективными. За год мы, естественно, навели порядок в этих филиалах. И сейчас я обязан снова подать данные октября прошлого года, и опять эти филиалы будут признаны неэффективными. Зачем это? Давайте по-честному скажем, что этот мониторинг проводится для негосударственных вузов с тем, чтобы с ними разобраться. Мы согласны играть и по таким правилам, но только по-честному.

Что касается принципа мониторинга: вгоняя в одну матрицу все вузы России, мы можем остаться в стороне от мировой дороги развития образования. Ведь образование идет по пути разнообразия. А загнав нас в эту матрицу, мы всех равняем в одну линейку и идем назад, а не вперед. В этом и состоит опасность критериев мониторинга не только для частных вузов, а в целом для системы образования. Мне бы хотелось, чтобы Министерство образования задумалось над этим.

Нам надо ясно понять, что мы пока «пасынки». Как только меняется руководитель Рособрнадзора, то первое заявление — разобраться с частными вузами. Это неправильный подход.

 

Идут широким фронтом новые технологии. Государственные вузы в этом вопросе отстают. Давайте сделаем грантовые исследования на базе заказа Министерства образования, которые позволили бы нам, более гибким и более подвижным в исполнении, проанализировать эту ситуацию. Такие частные программы позволили бы вовлечь нас в процесс финансирования от имени государства, потому что надежды на большую государственную программу у нас как не было, так и нет.

У нас в регионе очень жесткая конкуренция между вузами, — сообщил председатель Ассоциации негосударственных вузов Смоленска, ректор Смоленского гуманитарного университета Николай Мажар. — Сейчас в Смоленске на 300 тысяч жителей приходится 34 вуза, число студентов уменьшилось значительно, в 3–4 раза. Поэтому один из основных вопросов для негосударственных вузов — это вопрос выживания. В этом плане очень важно отношение к негосударственным вузам со стороны министерства. Это отношение очень четко улавливают работники департаментов и чиновники в целом. На региональном уровне это чувствуется очень сильно.

У нас есть лучшие преподаватели, которые очень ясно чувствуют конъюнктуру, и сейчас они смотрят «налево», думают уйти в тот вуз, где есть стабильность, а она есть в государственном вузе, прежде всего. Однако во многих отношениях мы лучше, за один только год мы получили более 10 грантов, заключили 8–9 договоров с администрацией города Смоленска на переподготовку кадров.

 

В последнее время принят ряд постановлений, направленных на укрепление позиций государственных образовательных учреждений, — заявил председатель Ассоциации негосударственных вузов Курска, ректор Регионального открытого социального института (РОСИ) Владимир Петров. — Они позволяют государственным вузам распоряжаться государственными ресурсами, средствами, полученными от приносящей доход деятельности, — это, по мнению законодателей, должно повысить заинтересованность в их эффективном использовании. Но это плохо согласуется с новым законом «Об образовании в РФ», где закреплены единообразные требования к обязанностям образовательных организаций вне зависимости от формы собственности, начиная от процедуры лицензирования и аккредитации и заканчивая процедурой мониторинга деятельности.

В подтверждение данного тезиса Владимир Николаевич привел ряд примеров, в том числе постановление Правительства РФ от 31 августа 2013 года о проведении в 2013–2015 годах эксперимента по обучению женщин в возрасте до 23 лет, имеющих одного и более ребенка, на подготовительных отделениях федеральных организаций высшего образования. Обучение будет осуществляться за счет субсидий из федерального бюджета по очной, очно-заочной и заочной формам, включая дистанционного обучение, с выплатой стипендий.

Где принцип равенства? — задал вопрос ректор РОСИ. — Почему мы опять проводим эксперимент с изначально заданным неравноправием? Если по новому закону деятельность негосударственных высших учебных заведений признается, почему бы не использовать их потенциал в полном объеме? Почему не сделать локомотивом инновационного развития? Пока же современное законодательство сохраняет явное неравенство образа секторов к ресурсам налогообложения.

 

Исходя из многочисленных проблем связанных с образованием, хочу предложить нашему министерству отменить систему государственного диплома — заявил президент Московского университета имени С.Ю. Витте, бывший председатель Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы Николай Малышев. — В мире нет страны, которая выдает государственные дипломы единого образца. Каждый вуз должен выдавать свой диплом. Это создаст нормальную конкурентную среду.

Кроме того, по мнению Николая Григорьевича, нужно прекратить государственную систему аттестации кадров:

Пусть каждый вуз выдает свой диплом кандидата или доктора наук. А государство должно заниматься налогами и качеством образования. Таким образом, министерству пора заняться серьезнейшими вопросами реформирования системы образования.

Ректор Института правоведения и предпринимательства (город Санкт-Петербург), профессор Татьяна Козлова начала свое выступление с уверенного заявления о том, что «завтра будет лучше, чем вчера!»

Вот уже 20 лет негосударственный сектор занимает немаловажное место в образовательной системе, — отметила Татьяна Ивановна. — Это закреплено и в «Законе об образовании в РФ», который вступил в силу 1 сентября. Но, чтобы избежать ошибок, нужен некий переходный период для изменения нормативной базы. Ведь все вузы разные, необходим индивидуальный подход. Должна быть скидка на различие стартовых знаний, возможностей и поддержки вузов.

Согласно новому закону, теперь все высшие учебные заведения должны будут пройти мониторинг, поэтому необходимо создать комиссию, представляющую интересы негосударственного сектора, которая расскажет обо всех тонкостях данной образовательной единицы, — считает ректор Института правоведения и предпринимательства. — Не стоит «отходить» от коммерческих вузов, ведь именно они выпускают востребованных специалистов, работают с центрами занятости, что является очень важным показателем. Необходимо рационально использовать новый закон, для чего очень важно установить равноправие между государственным и негосударственным секторами.

 


 

Полезные ресурсы

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральный портал "Российское образование"
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Национальный проект "Наука и университеты"
Поступление в ВУЗ онлайн
Лидеры Интернет-коммуникаций
Объясняем.РФ

 

Телефон горячей линии по обеспечению правовой и социальной защиты обучающихся:
8 (800) 222-55-71 (доб. 1)

Телефон горячей линии по психологической помощи студенческой молодежи:
8 (800) 222-55-71 (доб. 2)

Подать заявление
Задать вопрос
Связаться с нами