Россия, Курск
Пн - Пт 9:00 - 18:00

Вуз не должен закрываться от мира, который он исследует

26-28 сентября прошла IV международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования «Университетские традиции: ресурс или бремя?», организованная Институтом образования ВШЭ совместно с Российской экономической школой, Институтом гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В.Полетаева ВШЭ, Международной комиссией по истории университетов и Институтом институциональных исследований ВШЭ.

Хотя в название конференции была вынесена тема университетских традиций, спектр обсуждавшихся вопросов намного шире — от академического развития до государственной политики в сфере образования. Вопросы, связанные с политикой, в основном обсуждались 26 сентября, в так называемый предварительный день конференции.

В России принято сетовать, что высшее образование может получить каждый желающий и что выпускники вузов не работают по специальности. Это не только российский, но и международный тренд. Саймон Марджинсон из Университета Мельбурна рассказал, что глобализация делает университеты в развитых странах все более доступными для граждан развивающих стран, а во всем мире растет количество выпускников университетов, никогда не работавших по специальности. Это касается и гуманитарной, и в значительной степени технической сферы.

Исследователи из самых разных стран отмечали, что около 75-80% возрастной когорты поступает в вузы, и российские исследователи оперируют такими же показателями. Несмотря на заметный рост числа студентов, например, в Финляндии и Норвегии, попытки пересмотреть принцип бесплатности высшего образования не встречают понимания у публики, поскольку образование воспринимается как благо, на котором основано общество равных возможностей. Вуз не только занимается образовательной и исследовательской деятельностью, но и выполняет функцию служения обществу.

Тема взаимодействия вуза и общества стала ключевой на круглом столе «Университет в городе». Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов обозначил две возможные модели развития университета: замкнутый кампус, «варящийся в собственном соку», и распределенная структура, открытая для взаимодействия с окружающим городским пространством.

На круглом столе было поставлено три ключевых вопроса: в какой мере университет и город должны быть открыты друг другу; как различаются с этой точки зрения вузы технической, гуманитарной и общественно-экономической направленности; как сделать взаимодействие университета и города более эффективным. Директор по корпоративным проектам ВШЭ Валерия Касамара рассказала об открытых лекциях университета, которые каждый четверг с этой недели начали проходить в музеях Москвы. Публичные лекции Вышки уже проходили летом в Парке имени Горького, и это позитивно сказалось на имидже университета — так, окончательно развеялись мифы о ВШЭ как о «частном платном вузе».

Несмотря на это, вузы мечтают о собственных кампусах — об этом, в частности, говорили представители Томского государственного университета и Национального исследовательского технологического университета «МИСиС». Но, как отметил вице-президент Фонда «Сколково» Олег Алексеев, если технический вуз еще может существовать в обособленном кампусе, то гуманитарный или социально-экономический университет не должен закрываться от мира, который он исследует.

На семинаре «Российский мастер-план для высшего образования», в котором принял участие замминистра образования и науки РФ Александр Повалко, выступили зарубежные эксперты — из Калифорнийского университета, Ланкастерского университета и Университета Гонконга, рассказавшие о недавней истории реформ высшей школы в своих странах. Научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин рассказал о советском опыте дифференциации вузов и возможном сценарии развития российского высшего образования (подробнее эта проблематика рассмотрена в статье Ярослава Кузьминова, Исака Фрумина и Дмитрия Семенова «Незавершенный переход: от госплана — к мастер плану»). США, Великобритания и Китай в определенном смысле прошли тот путь, который предстоит преодолеть России, а значит, зарубежный опыт планирования развития для нас особенно важен.

В работе конференции приняли участие члены Ассоциации исследователей высшей школы ректор Курского института менеджмента, экономики и бизнеса Окорокова Г.П., проректор по науке и инновационному развитию Кликунов Н.Д.

Руководитель НИС МЭБИК Елена Коровина

Полезные ресурсы

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральный портал "Российское образование"
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Национальный проект "Наука и университеты"
Поступление в ВУЗ онлайн
Лидеры Интернет-коммуникаций
Объясняем.РФ

 

Телефон горячей линии по обеспечению правовой и социальной защиты обучающихся:
8 (800) 222-55-71 (доб. 1)

Телефон горячей линии по психологической помощи студенческой молодежи:
8 (800) 222-55-71 (доб. 2)

Подать заявление
Задать вопрос
Связаться с нами