Последствия вовлечения в Болонский процесс для развития высшего образования в России
Иноземцева Л.Н., профессор, канд. экон. наук, декан экон. факультета МЭБИК
Образование во всех странах мира является в настоящее время приоритетной динамичной отраслью, что определяет особое внимание к этой сфере. Болонский процесс заставляет по-новому взглянуть на реформы в образовании и в частности в высшем образовании.
Рассмотрение последствий Болонского процесса для россиян - это уменьшение неопределенности и тревожного отношения к будущему. Чем точнее мы спрогнозируем позитивность и негативность Болонского процесса, тем эффективнее будут направления совершенствования высшего образования.
Цель болонских договоренностей - формирование единого европейского рынка труда, т.е.
- создание равных возможностей для трудоустройства выпускников вузов всех стран-участниц болонских договоренностей;
- формирование большей привлекательности европейского рынка труда по сравнению с американским;
- возрождение европейской экономики, повышение конкурентоспособности Европы в глобальном мире за счет привлечения трудовых ресурсов со всего мира.
Достичь этих целей возможно разными путями, в том числе на основе интеграции и реформирования высшего образования различных стран.
Объективно процесс интеграции уже идет в виде
- двух-трехсторонних совместных программ различных вузов по обмену студентами и преподавателями;
- выдачи "двойных дипломов";
- организации совместных научных исследований;
- проведения международных научных и научно-методических конференций;
- совместных публикаций, обмена информацией;
- стажировки студентов и преподавателей;
- производственной практики студентов в зарубежных компаниях;
- предоставления грантов, стипендий, льготных кредитов лучшим студентам.
В настоящее время 45 стран Европы подписали коммюнике о своем согласии участвовать в Болонском процессе. Один раз в два года (последний раз 19-20 мая 2005 года в норвежском городе Бергене) министры образования объединившихся стран обсуждают проблемы реализации реформ образования.
Не все идет гладко: эксперты отмечают, что Болонский процесс является положительным явлением для образовательных систем невысокого или среднего уровня. Для элитных университетов (в частности Оксфорда) это далеко не прогресс. По данным журнала "Власть" Кембридж и Парижский институт политических наук вообще воздержались от участия в Болонском процессе.
В сентябре 2003 года министр образования РФ В.М. Филиппов заявил о согласии и подписал коммюнике, в соответствии с которым Россия становится участником общеевропейского Болонского процесса. Позднее приказом Минобрнауки России от 15.02.05 N40 утвержден "План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе ВПО РФ на 2007-2010 годы".
Болонский процесс - это
- переход к двухступенчатой системе высшего образования;
- взаимное признание национальных документов об образовании;
- введение системы переводных кредитов;
- создание системы наднациональной аккредитации и переход к "накопительной" системе образования;
- повышение мобильности выпускников вузов и привлекательности европейского образовательного пространства и рынка труда;
- создание к 2010 году "Европейского пространства высшего образования"
В глобальном масштабе для России возможны негативные последствия:
- перекачка интеллектуального потенциала из России на Запад;
- перемещение квалифицированной рабочей силы из стран с низким уровнем заработной платы в страны с более высоким уровнем;
- массовый приток россиян в Европу будет расширять возможности выбора европейскими работодателями претендентов на работу - или выходцев из их бывших колоний, или россиян, согласных занимать нижние и средние этажи социальной лестницы;
- приток российских студентов на учебу в Европе означает перекачку и финансовых ресурсов из России в виде платы за обучение, проживание, сервис и т.д.
Положительные последствия Болонского процесса:
1.Признание всеми странами единообразно оформленного диплома и приложения к нему. По разработанной ЮНЕСКО схеме приложение к диплому должно содержать 8 разделов:
- информация об обладателе диплома;
- информация о полученной квалификации (в том числе статус вуза, государственный или частный);
- сведения об уровне квалификации в национальной системе образования;
- информация о содержании обучения и полученных результатах;
- профессиональная характеристика квалификации;
- дополнительная информация (стажировки, публикации и т.п.);
- общая информация о национальной системе образования.
Запись в российских дипломах по выпуску специалистов выглядит примерно так: Иванов И.С. закончил вуз и ему присуждена квалификация "экономист" по специальности "Финансы и кредит", специализация "Финансовый менеджмент" В Европе понятие квалификации - это не академическое, а профессиональное понятие. Соответствие профессии устанавливает не вуз (он не имеет на это право), а профессиональное сообщество врачей, юристов, учителей, архитекторов при наличии определенного стажа работы и после сдачи квалификационного экзамена (подобно тому, как в РФ действует "Институт профессиональных бухгалтеров").
До перехода на европейские стандарты в России необходимо унифицировать название учебных дисциплин для повышения их узнаваемости в Европе.
2.Переход на двухступенчатую систему высшего образования: бакалавр-магистр.
Сегодня практически все страны (за исключением Испании, Португалии и Швеции) уже перешли на двухуровневую систему. В мае в Бергене обсуждался вопрос о длительности программы бакалавриата / магистратуры. В большинстве стран осуществляется модель 3+2 (в России, как известно, 4+2).
Обсуждалась проблема доступности к обучению в бакалавриате. В Австрии, Бельгии, Германии, Испании, Нидерландах, Португалии, Франции и Швейцарии прием в бакалавриат осуществляется по результатам общенациональных школьных экзаменов. В некоторых странах число студентов в бакалавриате не ограничивается, но отсев осуществляется после первого года обучения.
В России проблема набора студентов в бакалавриат актуальна, особенно в связи с переходом, на подготовку выпускников по госзаказу. Сколько надо готовить сегодня бакалавров? Ответ требует глубокого и долгосрочного исследования рынка труда.
Кроме того, в России (как впрочем, и в большинстве стран Европы) нет понимания со стороны работодателей существа системы образования бакалавр-магистр.
Для перехода на двухуровневую систему, отвечающую целям Болонской декларации, необходимо:
- пересмотреть перечень направлений и специальностей;
- провести унификацию направлений и специальностей;
- разработать ГОС нового поколения;
- провести унификацию учебных дисциплин с целью сближения их с европейскими названиями;
- определить иное соотношение федерального и вузовского компонентов, объема аудиторной и самостоятельной работы.
3.Для унификации количественного учета получаемого образования участники Болонского процесса должны перейти на единую систему зачетных единиц - кредитов. Введение кредитов - это не техническая процедура, а совершенно новый подход к получению и накоплению знаний. Переход предполагает наличие в вузе трех форм учебного плана по каждому направлению (специальности):
- .базовый учебный план - он служит базой для определения содержания и общей трудоемкости работы каждого студента;
- .индивидуальный учебный план - он различен для каждого студента и определяет его образовательную траекторию;
- .рабочий план - план для формирования ежегодного графика учебного процесса, в котором предусмотрено определенное количество кредитных единиц для освоения студентом.
Рабочий план включает три группы дисциплин: изучаемые обязательно и строго последовательно во времени; изучаемые обязательно, но возможно не последовательно; изучаемые по своему выбору.
В российских вузах нормативно с 2002 года введено соотношение трудоемкости для пересчета нагрузки из почасовой в кредитную2: один кредит равен 36 часов общей трудоемкости на освоение дисциплины. Общее количество курсов для бакалавриата равно 20, в год не менее 60 кредитных единиц. Кредиты назначаются не только по часам аудиторной работы, но зависят от уровня подготовки по дисциплине (вводный, промежуточный, продвинутый уровень), важности курса, именитости преподавателя, читающего курс, объема самостоятельной работы (контрольные, курсовые работы, рефераты, научные исследования).
Система кредитов ставит еще одну важную проблему - проблему перевода оценок из одной образовательной системы в другую. В Европе принято следующая система оценок ECTS (Европейская система трансферта кредитов).
Буквенное обозначение пункта шкалы |
Процент получивших данную оценку из числа успешно сдавших |
Вербальное (смысловое) описание |
A |
10% |
EXCELLENT отлично (выделяющийся на общем фоне результат, могут быть отдельные незначительные ошибки) |
B |
25% |
VERY GOOD очень хорошо (выше среднего уровня, но с отдельными недостатками) |
C |
30% |
GOOD хорошо (хороший уровень, но есть ряд заметных недочетов) |
D |
25% |
SATISFACTORY удовлетворительно (имеются существенные недоработки) |
E |
10% |
SUFFICIENT допустимо (отвечает минимальному уровню требований) |
FX |
|
FAIL неудовлетворительно (требуется дополнительная проработка материала) |
F |
|
FAIL неудовлетворительно (требуется значительные дополнительные усилия) |
В России шкала оценок "беднее" чем в Европе (3х-бальная), в Финляндии - 4х-балльная, в Германии и Белоруссии - 10ти-бальная, в Испании - 30ти-бальная.
Перевод национальных баллов оценки в ECTS требует учета не только конечной оценки, но и "повторяемости" оценки или ее частоты.
Для гармонизации шкал оценок в России и странах мира необходимо разработать и постепенно внедрять переход на шкалу оценок в системе ECTS, довести до студентов (особенно участвующих в программах международной экономической мобильности) на соответствующих сайтах эту информацию.
4.Содействие мобильности студентов и преподавателей. Мобильности в рамках Болонского процесса придается большое, даже решающее значение, так как это важный элемент формирования общеевропейского образовательного пространства.
Болонское образовательное пространство предполагает:
- интенсификацию миграционных процессов в период обучения;
- в период трудоустройства после получения высшего образования;
- создание единого европейского рынка труда.
Вопрос резкого повышения мобильности студентов для России является непростым Мы не можем поощрять отъезд за рубеж гражданина, получившего за счет российского бюджета образование, ибо это означает безвозмездную утечку умов и капитала из России, но миграция (пространственная и профессиональная) уже интенсивно развивается.
5. Контроль за качеством образования, переход к "накопительной" системе образования, определение модулей по каждому учебному курсу - это главное звено в системе взаимного признания национальных документов об образовании. Контроль качества образования предполагается осуществлять независимыми от национальных правительств и международных организаций агентствами на основе создания системы рейтингов вузов по трем параметрам:
- оценка "качества входа" абитуриентов;
- оценка "добавленной стоимости" - качества вузовских специалистов и качества вузовского преподавания;
- оценка "качества выхода" через анализ того, как трудоустраивается выпускник, как быстро растет заработок специалистов, выпущенных вузом и др.
К сожалению, именно по этому вопросу страны Европы продвинулись недостаточно. Определение качества высшего образования требует разработки критериев и однородной объективности показателей знаний студентов, их навыков, компетентности, профессиональной успешности, а это требует огромной подготовительной работы.
В заключение необходимо отметить, что нельзя сводить реформу в образовании только к Болонскому процессу, но он может быть хорошим попутчиком при решении тактических задач, стоящих перед российским образованием.
|